Наша история

                         

        Завод начинали строить в начале XX века по проекту московских архитекторов – как Главные железнодорожные мастерские по ремонту паровозов Московско-Архангельской железной дороги 1907 года – Северной). Под Главные мастерские была отведена обширная территория (25 гектаров), удобно расположенная рядом с Московским вокзалом и железной дорогой на Кострому. Проект был рассчитан на долговременную перспективу, на дальнейшее увеличение мощности и объемов производства.

       Формирование и оснащение мастерских самым современным по тому времени оборудованием известных западных и российских фирм осуществлялось, начиная с 1905 года, под руководством инженера Ивана Васильевича Горланова, первого начальника Ярославских мастерских. 20 мая 1912 года состоялось официальное открытие нового предприятия, а первый паровоз вышел из ремонта 15 октября 1912 года. Коллектив мастерских поддержал победу Октябрьской революции в 1917-ом, принимал участие в подавлении белогвардейского мятежа в Грозном 1918-ом. В 1941-1945 годах завод выпускает и ремонтирует бронепоезда, другую военную продукцию.

     За истекшее столетие предприятие дважды меняло название: в 1929 году мастерские реорганизованы в Ярославский паровозоремонтный завод, а с 1970 года, после выхода из ремонта первого электровоза, завод стал называться электровозоремонтным (ЯЭРЗ).

     В 1970 году из ремонта выпущен первый электровоз, наращивается выпуск запасных частей для железных дорог. В 1981 году ЯЭРЗ удостоен имени легендарного министра путей сообщения Бориса Павловича Бещева, уроженца Ярославской земли. В 1985 году начинается оснащение оборудованием новых корпусов, активное развитие электромашинного производства.

       Завод вошел в двадцать первое столетие, завершив кардинальную реконструкцию производства и увеличив мощности в два с половиной раза, стал базовым предприятием по ремонту пассажирских электровозов серии ЧС.

 

Литейное производство 

      Литейный цех в Ярославских главных мастерских был построен одним из первых, в 1905 году. И сегодня ни на одном заводе железнодорожного ведомства РФ нет такой широкой номенклатуры изделий по цветному и черному литью, как на ЯЭРЗ. Завод выпускает чугунные тормозные колодки трех видов для всей сети железных дорог России.

Электроаппаратное производство

        Сохраняя основной производственный профиль – восстановление локомотивов, ЯЭРЗ с 70-х годов прошлого столетия является главным поставщиком электрической аппаратуры для ремонтных заводов и локомотивных депо всех железных дорог страны. 

      Номенклатура выпускаемой электрической аппаратуры составляет около полутора тысяч наименований. Это пневматические контакторы типа ПК для электровозов всех серий и тепловозов; электромагнитные контакторы типа МК, КПМ, КПВ и др.; сопротивления различных типов, выключатели, разъединители и многое другое.

        Для изготовления всей номенклатуры в аппаратном производстве имелось более 3500 единиц штампов, около 1500 единиц кондукторов и приспособлений, около 250 единиц пресс-форм литья под давлением цветных металлов, около 160 пресс-форм для пластмассовых изделий.

       С 2004 года инженерными службами ЯЭРЗ осуществляется самостоятельная переработка и разработка конструкторской и технологической документации для современных электровозов и тепловозов.

      Для расширения электроаппаратного производства в 2006 году на заводе построен и сдан в эксплуатацию новый корпус электроаппаратного цеха, в котором размещены сборочные участки, склад комплектующих изделий, участок упаковки и испытательная станция электрической аппаратуры.

Машиностроительное производство на ЯЭРЗ

    С конца 60-х годов на ЯЭРЗ последовательно осваивается выпуск машиностроительной продукции. В частности вагонный замедлитель КВ-72 ярославского производства долго оставался одним из самых мощных замедлителей, выпускаемых в стране. Их изготовлено более двух тысяч, поставки шли в Венгрию, Румынию, Корею, на Кубу. Производство и ремонт вагонозамедлителей продолжается и сегодня.

    Продолжая курс на освоение машиностроительной продукции, ЯЭРЗ первым среди ремонтных предприятий в сети железных дорог к 2005 году освоил выпуск колесных пар под пассажирские электровозы серии ЧС, причем из комплектующих изделий собственного производства.

   Новое производство потребовало организации специализированных участков, оборудованных современными станками с числовым программным управлением. К маю 2002 года в составе механического цеха был сформирован новый участок по выпуску зубчатых колес и карданной передачи для колесной пары. Его еще называли участком импортозамещения – по основному назначению: замена дорогих комплектующих изделий из Чехии собственными, удешевление ремонта электровозов серии ЧС.

   Под новый участок отвели в механическом цехе площадь более 740 квадратных метров. В трех пролетах участка установили современное высокоточное оборудование, большая часть станков – с числовым программным управлением. Сложное оборудование и технология производства потребовали соблюдения на участке определенной температуры, влажности, чистоты воздуха.

  С сентября 2005 года в колесном цехе начал действовать участок корпусов редукторов для обеспечения сборки колесных пар на электровозы ЧС-2К. Для термической обработки деталей колесных пар организован новый специализированный участок.

  С мая 2005 года были прекращены закупки колесных пар в Чехии. В декабре 2005 года получен сертификат соответствия на серийный выпуск колесных пар, что дает заводу право для продвижения их на рынок. В итоге была решена задача государственной важности: собственные изделия оказались в три раза дешевле чешских: около 7 миллионов рублей, в то время как аналогичный ремкомплект чешского производства – 21 миллион. К началу 2006 года было завершено оснащение станками с ЧПУ еще одного участка, площадью около 700 квадратных метров.

  В 2007 году введен в строй новый заготовительный участок в составе электроаппаратного цеха, оборудованный высокоточными и производительными станками итальянского и шведского производства. Для завода освоение цикла работ по выпуску колесной пары имеет значение и как этап в переходе от ремонтно-восстановительных работ на более высокий уровень – к модульной сборке новых отечественных электровозов.

Этапы освоения ремонта пассажирских электровозов серии ЧС

    

В течении 1995—2003 г. заводом освоен ремонт электровозов ЧС2, ЧС2Т, ЧС6,ЧС7, ЧС200.

1995 год — освоен ремонт электровозов ЧС7 в объеме СР.

1996 год — освоен ремонт электровозов ЧС2Т в объеме СР и ЧС6 в объеме СР.

1999 год — освоен ремонт электровозов ЧС2 в объеме СР.

2000 год — освоен ремонт электровозов ЧС2 в объеме КР.

2001 год — освоен ремонт электровозов ЧС7 серии 82Е1-82Е3 в объеме КР, ЧС2Т в объеме КР.

2002 год — освоен ремонт электровозов ЧС2 в объеме МЛП (КРП).

2003 год — освоен ремонт электровозов ЧС6 в объеме КР, ЧС7 серии 82Е4-82Е6 в объеме КР.

2004 год — освоение ремонта электровозов ЧС200 в объеме КР и ЧС7 серии 82Е7-82Е8 в объеме КР.

2009 год — освоение выпуска новых видов продукции — мотрисы, тепловозы

2014 год — освоено 45 видов продукции и запасных частей для нужд ОАО «РЖД» и ОАО «Желдорреммаш»

2015 год — освоение среднего ремонта электровоза ВЛ 10У, магистрального электровоза 2ЭС4К.

    

Сейчас Ярославский электровозоремонтный завод – это современное, динамично развивающееся предприятие
с 2000 работающих, прочно занимающих одно из первых мест среди производственных предприятий города.
Продукция ЯЭРЗ востребована большинством железных дорог Европейской части России.